Виды и назначение радиальных подшипников

Радиальный подшипник – это техническое устройство, которое является частью узла опоры вала, оси или другой конструкции и воспринимающий преимущественно или исключительно радиальные усилия, т. е. усилия направленные перпендикулярно оси вала. Существует множество видов радиальных подшипников, от рассчитанных на один тип усилия до универсальных, как например, радиально аксиальный подшипник. Все они объединенных в две основных группы – подшипники скольжения и качения.

Конструкция радиальных подшипников

uporn-podship.jpgРадиальные подшипники скольжения представляют собой опору, в которой трение осуществляется за счет скольжения сопряженных поверхностей. Подшипник состоит из корпуса с внутренним отверстием, в котором размещаются вкладыши либо втулки, имеющие небольшой зазор между валом или осью механизма. Зазор между втулкой и валом радиального подшипника скольжения из специальной системы заполняется смазочным слоем для формирования трения скольжения сухого, граничного, жидкостного или газодинамического. Рассчитаны на восприятие преимущественно радиальной нагрузки.

Радиальные подшипники качения состоят из внутреннего и наружного колец с размещенным между ними сепаратором с телами качения – роликовыми или сферическими. Наружное кольцо является неподвижным и фиксируется в корпусе или опорах механизма. Существуют исполнения без наружных колец, если конструкцией предусмотрены специальные выточки в корпусе. Внутренне кольцо имеет стандартный внутренний диаметр в соответствии с типоразмером. При работе радиальные подшипники частично воспринимают и осевую (аксиальную) нагрузку. Редко можно встретить название радиально-аксиальный подшипник, более часто подшипники воспринимающие преимущественно радиальные и осевые усилия называются радиально-упорными либо упорно-радиальными – воспринимающими преимущественно осевые усилия.

Рассмотрим наиболее часто используемые типы радиальных подшипников

Радиальные шариковые однорядные подшипники

Radial ball bearings.jpgНаиболее простые и популярные подшипники способные воспринимать радиальные и осевые усилия. Как правило, размер воспринимаемой аксиальной нагрузки составляет до 50% статической нагрузки указанной в каталоге. Шариковые радиальные подшипники выпускаются в открытом и закрытом исполнении, а также в одностороннем закрытом исполнении. Часто внешнее кольцо имеет проточку под стопор.

Радиальные шариковые двухрядные подшипники

Подшипники воспринимающие преимущественно радиальную нагрузку благодаря двум рядам тел качения сферической формы. Достаточно массивные и тяжелые, имеют нулевой класс точности. Способны воспринимать и небольшие аксиальные усилия. Преимуществом конструкции является высокая способность к самоустановке. Шариковый радиальный подшипник двухрядный может работать при несоосности валов до 2,5°, определяя при этом положение вала в осевом направлении в обе стороны. Выпускаются открытыми и закрытыми уплотнениями, сравнительно недорогие при высоком ресурсе работы.

Радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами

В сравнении с шариковыми радиальными подшипниками преимуществом использования ролика в качестве тела качения является значительное увеличение порога максимальных радиальных нагрузок при практически равных характеристиках допустимого количества оборотов. Однако при этом не воспринимаются осевые нагрузки и на порядок уменьшена возможность несоосности валов. При наличии небольших аксиальных нагрузок допускается применение серий с бортом. Ниже приведены основные серии радиальных роликовых подшипников с короткими роликами:

  • Подшипник с вращением наружного кольца и неподвижной фиксацией внутреннего, серия 2000.
  • Аналог предыдущей серии 2000, но с односторонней фиксацией кольца, серия 12000.
  • Возможность двустороннего движения внутреннего кольца относительно сепаратора и наружного, серия 32000.
  • Аналог предыдущей серии 32000, но с односторонним упором кольца, серия 42000.
  • Радиальный роликовый подшипник с приставным кольцом, серия 92000.

В отдельных случаях серии взаимозаменяемые.

Радиальные подшипники роликовые сферические двухрядные

Радиальный подшипник рассчитанный на восприятие высокой радиальной и достаточно значительной аксиальной нагрузки прилагаемой в обе стороны. Максимальная осевая нагрузка составляет 25% от неиспользуемой радиальной. Обеспечивает возможность эксплуатации механизма при значительных перекосах и перегибах валов. Важным отличием от других конструкций является и возможность работы подшипника при несоосности внутреннего и наружного колец на угол до 2°.

Наиболее популярными сериями можно назвать 3500 и 3600 с поочередным расположением роликов с каждой стороны и латунными сепараторами (по умолчанию), а также серии 53500 и 53600 со стальными сепараторами – тела качения в рядах располагаются относительно друг друга.  Последние две серии могут выпускаться и с латунными сепараторами, имея при этом дополнительное обозначение Л.

Роликовые сферические двухрядные подшипники выпускаются с цилиндрической и конической посадкой, а также с установкой под закрепительную втулку. Есть также серии с зазором и без него, практически все имеют канавку и отверстие для доступа смазочно-охлаждающей жидкости.

Радиально упорные подшипники

Подшипники способные воспринимать высокие радиальные и осевые усилия. Величина наибольшего аксиального усилия зависит от угла соприкосновения тел качения с дорожками. Наибольшее распространение получили шариковые и роликовые радиально-упорные подшипники одно- и двухрядные, реже применяются четырехрядные.

Шариковые радиально-упорные подшипники

Предназначены для восприятия радиальной и аксиальной односторонней нагрузки. Имеют различное конструктивное исполнение – открытое, с защитной металлической шайбой или контактными уплотнениями. Исполнение сепаратора – стеклонаполненный полиамид (наиболее часто), сталь и латунь. Внутреннее или наружное кольцо подшипника имеет скос со стороны тел качения.

Роликовые радиально-упорные подшипники

Имеют, как правило, конические ролики в качестве тел качения что позволяет, благодаря их размещению под определенным углом к оси вращения воспринимать достаточно серьёзные комбинированные нагрузки. Недостатком является более низкое количество допустимых оборотов в сравнении с цилиндрическими роликами. Восприятие аксиальной нагрузки обеспечивается углом конусности роликов – чем он выше, тем выше показатели осевой нагрузки и меньше радиальной. Ещё одним важным моментом является необходимость точного соблюдения соосности, отсутствии перекосов при монтаже.

Наиболее частые исполнения роликовых радиально-упорных подшипников:

  • Основной тип, серия 7000 – воспринимает радиальную и одностороннюю осевую нагрузку. Требует регулировки осевых зазоров при установке наружных колец, а также в процессе эксплуатации.
  • Подшипник с высоким углом конусности, серия 27000. По типу воспринимаемой нагрузки и особенностям монтажа аналогичен предыдущей серии.
  • Двухрядный роликовый радиальноупорный подшипник, серия 97000. Воспринимает радиальную и одновременно двустороннюю осевую нагрузку. Для регулировки осевого зазора производится шлифовка дистанционного кольца расположенного между внутренних колец.  Воспринимает на 70% больше нагрузки чем однорядные.
  • Четырехрядный роликовый радиально-упорный подшипник, серия 77000. Рассчитан на восприятие больших радиальных и незначительных аксиальных усилий. 

Многообразие радиальных подшипников используемых в современном машиностроении позволяет решать практически любые задачи стоящие перед разработчиками новой техники. 

radpodship.png

Одним из главных параметров, помимо диаметра, количества оборотов и воспринимаемых усилий, является надежность подшипника, количество часов эксплуатации в определенных условиях. Именно этим во многом и обусловлена разница в стоимости аналогичных типов. Так, покупка  дешевых подшипников в подавляющем большинстве случаев нецелесообразна из низкого ресурса эксплуатации и, соответственно, не окупаемости вложенных средств. Продукция же известных брендов, как INA или  FAG целесообразна к применению как с экономической, так и технической благодаря возможности долгой эксплуатации в сложных условиях, минимизации затрат на ремонт и техническое обслуживание.


Запросить стоимость оборудования

Свяжемся с вами и рассчитаем индивидуальную стоимость оборудования в течение дня

Другие статьи
Предохранительные муфты
Предохранительные муфты входят в число наиболее ответственных узлов привода, обеспечивающих не только передачу крутящего момента, но и защиту оборудования от чрезмерных нагрузок и др. нештатных ситуаций. Компания «Ф и Ф», в качестве официального представителя в России, предлагает большой выбор муфт одного из ведущих мировых производителей –  компании  FLENDER.
Привод для конвейера

В организации ритмичной работы технологической цепочки промышленных предприятий конвейер играет одну из главных, если не главную роль. При правильном проектировании и использовании надежного оборудования конвейер будет приносить огромную прибыль, при недочётах и непродуманном выборе производителя и поставщика – простои и материальные убытки.

Привод прокатного стана

Придать металлу нужную форму можно разными методами. Широкое распространение получила прокатка материала. Важную роль в этом процессе играет электропривод прокатного стана. Характеристики устройства определяют скорость обработки металла, эксплуатационную надежность, величину махового момента и т. д. Электропривод прокатного стана подвергается ударной нагрузке, превосходящей номинальную нагрузку двигателей.

Вернуться к списку статей
Инжиниринг и сбыт приводной техники
и подшипниковой продукции
info@fif-group.spb.ru +7 (812) 320 90 34 +7 (812) 572 15 81
191119, г. Санкт-Петербург, ул. Тюшина, д.4, пом.6

info@fif-group.spb.ru +7 (913) 121-55-66
652507, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Кирова, д.165 А

info@fif-group.spb.ru +7 (919) 710 70 10 +7 (3424) 26 35 20
618400, Пермский край, г.Березники пр.Ленина, д.47, оф.301

info@fif-group.spb.ru +7 (4822) 48 31 71
г. Тверь, Коняевская, д. 12, стр. 4, 5, 6